Pages:     | 1 ||

«Poccийcкaя Академия космонавтики имени К.Э.Циолковского Научно-культурный центр SETI Научный Совет по астрономии РАН Секция Поиски Внеземных цивилизаций Бюллетень НКЦ SETI N9/26 ...»

В заключительной главе он вновь возвращается и более подробно анализирует вопрос о возможном «горизонте познания». Он высказывает ряд критических замечаний по поводу «богоискательских» настроений современной научной интеллигенции. В связи с проблемой соотношения между Творцом и Вселенной, он вновь ставит кардинальный вопрос – можем ли мы распознать природу тех или иных объектов или явлений, если они суть творения далеко обогнавшей нас цивилизации... Автор поддерживает идеи В.А.Лефевра о «новой космологии», в которой «живые организмы» и «цивилизации» с одной стороны, и феномены «физической картины» мира, с другой – выступали бы как различные проявления единой конструкции. Близкой точки зрения придерживаются и другие авторы (Отто Струве, А.Д.Линде и др.).

Излагаются идеи известного американского космолога Э.Харрисона об искусственном создании вселенных. При этом происходит отбор вселенных, наиболее благоприятных для разумной жизни. Эта гипотеза объясняет не только удивительно тонкую приспособленность нашей Вселенной для жизни и человека (антропный принцип), но и постижимость ее для нас: она создана существами, чьи мыслительные процессы и понятия принципиально подобны нашим, поскольку мы – их далекие потомки и возможно предки следующих поколений творцов и повелителей вселенных.

Если космические субъекты могут творить новые вселенные, то они и есть воплощение Высшего Разума. Возможно, что на этом пути следует искать и объяснение величайшей загадки человеческого бытия – происхождение морального закона.

Ссылаясь на идеи В.А.Лефевра о космическом субъекте, автор приходит к выводу, что рассматриваемые совместно два предположения: о том, что Вселенная создана космическими разумными субъектами и что они, по определению, обладают совестью, –способны решить вопрос о том, откуда она взялась у нас.

Книга кончается такими вдохновенными и вдохновляющими словами: «Итак, возможно, что и мы научимся когда-нибудь творить вселенные, возможно, что творение и эволюция не исключают друг друга, и мыслимый многими Творец – не внеприродный субъект, а продукт и причина естественной эволюции. Разве причастность к глубоким проблемам человеческого бытия и мироздания не наполняет жизнь высшим смыслом? И эта причастность осуществляется в науке не на уровне умозрительных рассуждений, как в теологии или философии, а как участие в реальной работе, приводящей к возможности экстраполяции теорий, многократно проверенных в физических опытах и астрономических наблюдениях. Как смешны и убоги высказывания о том, что наука чужда “духовности”, чужда высшим потребностям человеческой души...

Наука пришла к пониманию того, что мы, Люди, сможем стать когда-нибудь могущественными, как Боги. Мы поклоняемся мечте о том, что в мире, в котором свободное развитие каждого станет неразрывно связано со свободным развитием всех, человеческое научное исследование сможет когда-нибудь взять в свои руки штурвал эволюции...»

3.3. ПРОБЛЕМА SETI Н.С.Кардашев Космическая радиоастрономия Земля и Вселенная, 2005. № 3. С. 3- Рассматриваются следующие вопросы: новые открытия в астрофизике, планируемые эксперименты в радиоастрономии, изучение необычных объектов, «кротовые норы» – тоннели, Большая Вселенная, мазеры и мегамазеры, межзвездный интерферометр, астрономия и гравиметрия. Заключительный раздел статьи посвящен проблеме SETI. По мнению автора, интерес к проблеме SETI подогревается открытиями в области астрофизики и космологии, а также новыми идеями в теоретической физике. Вероятно, деятельность внеземного Разума как-то связана с «темной материей» и «скрытой энергией», «кротовыми норами», теорией струн и гипотетической многомерностью нашего пространства. Такие космические интерферометры, как «Радиоастрон», помогут изучать подобные явления. Для обнаружения радиосигналов, похожих на привычные нам радиоили телевизионные сигналы, от цивилизаций нашего уровня развития и с расстояний до ближайших звезд нужен космический (чтобы исключить помехи техногенной деятельности около Земли) радиотелескоп с зеркалом диаметром в несколько километров. Такой инструмент, вероятно, будет сооружен через несколько десятков лет.

3.4. РАДИОКОНТКТ МEЖДУ ЗВЕЗДАМИ Н.Т.Петрович Два препятствия на пути радиоконтакта между звездами Элетросвязь, 2004. № 8. С. 18-20.

Обилие звезд 1021 в окружающем нас космосе вряд ли допускает единичный акт возникновения разума только в нашей Солнечной системе и только на нашей планете.

Установление контакта с ВЦ может иметь огромное влияние на научный и технический потенциал человечества. Наибольшие надежды на установление контакта с ВЦ возлагаются на радиоволны. Однако полувековой поиск радиосигналов из космоса пока успехом не увенчался. По мнению автора, два основных фактора препятствуют установлению контакта с ВЦ.

Первая трудность связана со случайным перебором неизвестных параметров передачиприема. Пусть Р1 – вероятность того, что приемная и передающая антенны направлены друг на друга; Р2 – вероятность того, что не только диапазон выбранных частот, но и рабочие частоты хотя бы приблизительно совпадают; Р3 – вероятность того, что полоса частот сигнала перекрывается с полосой приемника, причем перекрытие достаточно для приема сигнала; Р4 – вероятность того, что метод «погрузки» информации на передаче адекватен методу его «разгрузки» на приеме; Р5 – вероятность того, что длительность элемента сигнала на передаче и время его накопления на приеме удовлетворительно совпадают; Р6 – вероятность достаточного совпадения времени передачи и времени приема для обнаружения сигнала. При независимости этих вероятностей полная вероятность обнаружения сигнала, или вероятность контакта Рк определяется произведениями этих вероятностей. Полагая в первом приближении, что все они равны, и каждая составляет 0.1, получаем оценку вероятности Рк = 10–6. То есть для обнаружения требуется порядка 106 включений. Если каждое включение длится не менее одной минуты, то для установления контакта потребуется более года непрерывной передачи и приема. Если учесть некоторые дополнительные гипотезы, то неопределенность в выборе параметров можно уменьшить. Но и при этом, по-видимому, понадобятся сотни, а может быть тысячи включений передатчика и приемника.

Вторая трудность связана с тем, что сигнал может быть ниже уровня шумов на приемной стороне линии связи. Для преодоления этой трудности необходимо на приеме использовать метод накопления. Понимая это, передающая цивилизация должна передавать сигналы, пригодные для длительного накопления (например, длительную периодическую последовательность импульсов). Таким путем можно достигнуть дальности обнаружения в пределах всей Галактики. Для уменьшения полного времени накопления на приеме следует использовать посылки малой длительности. Это приводит к расширению полосы частот сигнала, что дополнительно увеличивает вероятность обнаружения на приеме.

Анализируются шаги, которые необходимо делать цивилизациям, как на передающем, так и на приемном концах линии связи. Помимо этого надо иметь в виду, что сигналы могут не ограничиваться только электромагнитным (в частности, радио) каналом. Не следует упускать из виду другие возможные носители информации (гравитационные волны, торсионные поля, солитоны и др.).

Не исключено, что ушедшие вперед цивилизации уже делают встречные шаги при передачи сигналов. А мы пока ограничиваемся редкими эпизодическими поисками, что дает малые шансы на успех.

Встречные шаги на приеме могут представлять собой длительный поиск сигналов приемными устройствами с меняющимися параметрами, включая поиск сигналов, скрытых под шумами методом накопления. В связи с этим необходимо начать разработку соответствующей аппаратуры: приемные устройства со скольжением по частотам и пространству; приставок для поиска периодических сигналов, скрытых под шумами;

приемников для поиска сверхкоротких импульсов; спектрографов с накоплением и др.

Библиография 8 назв.

3.5. СЪЕЗД АСТРОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

3.5.1. 40 ЛЕТ SETI В CCCР И РОССИИ Л.М.Гиндилис 40 лет SETI в СССР и России Тезисы докладов Восьмого съезда Астрономического Общества и Международного симпозиума «Астрономия–2005: состояние и перспективы развития / Труды ГАИШ, 2005. Т.

LXXVIII. С. 94.

Исследования в области SETI в СССР начались в 1960-х годах. В 1960-1980-е годы проводились поиски сигналов в радио и оптическом диапазонах; разрабатывалась радиосвязная стратегия SETI; методика поиска астроинженерной деятельности ВЦ;

изучались вопросы, связанные с критериями искусственности, с оптимальным диапазоном волн для межзвездной связи; разрабатывалась методика оценки числа коммуникативных цивилизаций, модели развития космических цивилизаций; изучались общенаучные и философские аспекты SETI. В начале этого периода поиски проводились только в СССР и США, позднее к ним подключились другие страны. Несмотря на общий упадок науки в России после 1991 г., работы в области SETI, благодаря энтузиазму исследователей, не прекратились. Проводился поиск радиосигналов от солнцеподобных звезд, поиск оптических сигналов, поиск сфер Дайсона. Осуществлено несколько программ передачи радиосообщений внеземным цивилизациям. Продолжалась разработка стратегии SETI.

Были выдвинуты новые интересные идеи и подходы. Разрабатывались и велись образовательные программы SETI.

3.5.2. О ДВУХ ПОДХОДАХ К ОСНОВАНИЯМ SETI В.В.Казютинский О двух подходах к основаниям SETI Тезисы докладов Восьмого съезда Астрономического Общества и Международного симпозиума «Астрономия–2005: состояние и перспективы развития / Труды ГАИШ, 2005. Т.

LXXVIII. С. 107.

Основаниями, целенаправляющими исследования SETI, выступают: научная картина мира, идеалы и нормы научного поиска и философские предпосылки. Сформировалось два подхода к разработке этого уровня знания. Первый исходит из идеи универсального эволюционизма. Несмотря на существенные пробелы в знаниях об эволюционных процессах, магистральный ствол эволюции Метагалактики рассматривается как процесс самоорганизации, стохастически обусловленный природными, социальными, культурными, техногенными причинами. Этот процесс порождает космические цивилизации. В одном из вариантов подхода КЦ способны достигать беспрецедентного могущества – вплоть до воздействия на эволюции Метагалактики; в другом – их техногенный рост ограничен. Вместе с тем распространяющиеся в современной культуре идеи о признании существования и определяющей роли во Вселенной Высшего или Мирового разума обусловили временный кризис SETI.

3.6. RIAP BULLETIN.

3.6.1. RIAP BULLETIN. Vol.9. No.1-2. 2003.

G.T.Sassoon в статье «Ветхий Днями: божество или машина по производству манны?»

(“The Ancient of Days: Deity or Manna Machine?”) рассматривает описания некоего странного существа, содержащиеся в каббалистической книге «Зохар», расценивая их как описания технического устройства, которое производило пищу («манну небесную») из водоросли хлореллы. Использование хлореллы в замкнутых системах жизнеобеспечения предусматривалось во многих проектах долговременных космических станций. Автор подчеркивает, что только обнаружение артефакта с ясными признаками внеземного происхождения может доказать принадлежность описанного устройства внеземной цивилизации. В статье поднимается вопрос о дальнейшей судьбе этого устройства по позднейшим письменным источникам.

Далее помещена подборка читательских писем «Космические объекты над Украиной?», впервые опубликованная в киевском журнале «Знання та праця» (1967, № 1) и явившаяся откликом на статью В.В.Рубцова «Гости из космоса или атмосферные явления?» (указанный журнал, 1966, № 9).

М.Б.Герштейн в материале «Похороны марсианина в 1897 году в Ауроре?» (“Aurora, Texas, 1897: Burial of a Martian?”) показывает неубедительность всех приводившихся до сих пор сведений о крушении пилотируемого НЛО, якобы имевшего место больше века назад в США (см. реф. 3.11.1 в Вестнике SETI № 5, с. 56-57).

R.E.Spalding в статье «Парадигма для расширяющихся дискуссий об НЛО» (“A Paradigm for UFOs Amplifying Discussions”) высказывает мысль, что многообразные НЛО представляют собой проявления электрических процессов в атмосфере. По мнению автора, эта гипотеза помогает понять даже такие сложные явления, как случаи загадочного калечения и обескровливания домашних животных.

В письме «Наблюдение НЛО в Словакии» (“UFO Observation in Slovakia”) T.Phillips сообщает о пролете 29 апреля 2001 г. странного объекта над АЭС близ городка Левице в Словакии.

3.6.2. RIAP BULLETIN. Vol.9. No.3-4. 2003.

В.В.Рубцов в очерке «Чаши гнева» (“Domes of Wrath”) рассказывает о проводившемся им совместно с уфологом А.Клименко расследовании странного инцидента, имевшего место в начале 1943 г. на Кубани. Тогда подразделение наступавших советских войск попало в засаду и было полностью уничтожено немцами. Но вскоре оказалось, что погибли и все немцы, причем не от ответного огня наших воинов: складывалось впечатление, что у врагов внезапно взорвалось все, что могло взорваться. В то же время над районом загадочного события А.Клименко видел два сфероида «холодного» огня, беззвучно поднявшихся над горизонтом и через некоторое время растаявших. Установить природу и даже доказать реальность упомянутых событий пока не удалось.

В материале «Дропа из Баян-Кара-Ула» (“The Dropa of Baian-Kara-Ula”) C.Aubeck возвращается к информации о якобы найденных в Тибете гранитных дисках, на которых записана история крушения на Земле инопланетной экспедиции (см. также реф. 3.7.1. в Вестнике SETI, № 1/18, с. 60-61), и подытоживает безуспешные попытки найти подтверждение этих сведений.

G.Zeitlin рецензирует книгу д-ра P.LaViolette “The Talk of the Galaxy” («Разговор Галактики», 2000). Автор книги считает пульсары искусственными маяками. В частности, он обращает внимание на их пространственное распределение. Если бы пульсары действительно являлись остатками взрывов сверхновых, естественным было бы их преобладание в центральных областях Галактики, где вспышки сверхновых случаются чаще всего. Однако в действительности большинство пульсаров сконцентрировано на участке небосвода, находящемся примерно в радиане от центра Галактики. Такая особенность их расположения заметна только из района нашего обитания и, по мнению LaViolette, несет для нас какую-то информацию.

4.1. Хроника НКЦ SETI и секции «Поиски внеземных цивилизаций».

28.01 состоялось совместное заседание семинара по космической философии и ученого совета НКЦ SETI. Выступил В.Г.Сурдин с новостями с Титана; Г.М.Рудницкий рассказал об американской программе «SETI до 2020 г.». Заслушали отчет Л.М.Гиндилиса о работе НКЦ SETI за 2004 г. (см. приложение 5.1.) и план работы на 2005 г. С отчетом о работе Детского центра SETI за 2004 г. выступила Н.В.Дмитриева (см. приложение 5.2.). Утвержден новый состав Ученого Совете (см. приложение 5.3.).

11.03 состоялось заседание семинара по космической философии НКЦ SETI совместно с Секцией «Поиски внеземных цивилизаций» НСА РАН. С докладом на тему «Новое о геноме человека и представления о происхождении и эволюции жизни» выступил А.Ф.Топунов. О новостях астрономии рассказали С.Б.Попов и Н.С.Кардашев.

22.04 состоялось очередное заседание семинара по космической философии НКЦ SETI совместно с Секцией «Поиски внеземных цивилизаций» НСА РАН. С кратким сообщением о международной конференции «We and SETI», проходившей 10-12 марта в Сан Марино, выступил А.Л.Зайцев. C докладом «Технологическая сингулярность как возможное объяснение парадокса Ферми» выступил В.А.Анисимов.

1-7.06 проходил Восьмой съезд Астрономического Общества и Международный симпозиум «Астрономия – 2005: состояние и перспективы развития». На симпозиуме с докладами выступили Л.М.Гиндилис «40 лет SETI в СССР и России» и В.В.Казютинский «О двух подходах к основаниям SETI».

4.2. Хроника Детского Центра SETI. А.Л.Чижевскому, силами учащихся и педагогов Грызловой И.А. и Дмитриевой Н.В.

27/III в МГДД(Ю)Т состоялся Вечер, посвященный Джордано Бруно, проведенный с участием учащихся и педагогов Грызловой И.А. и Дмитриевой Н.В.

Отсюда ввысь стремлюсь я, полон веры, Кристалл небес мне не преграда боле, Рассекши их, подъемлюсь в бесконечность.

Внизу – другим – я оставляю Млечность.

15/IV в МГДД(Ю)Т в рамках конференции «Космический патруль» работала секция SETI, где свои доклады представили учащиеся ДЦ SETI: Грызлова Даша, Столяров Денис «Джордано Бруно о множественности обитаемых миров» (награждены дипломами III степени); Комарова Саша «А.Л.Чижевский о влиянии солнечной активности на человека и на Землю»; Задонская Кристина, Ланин Иван, Тихонова Юля «Анализ тематики посланий ВЦ». В жюри секции работали члены Ученого совета НКЦ SETI Л.М.Гиндилис, А.Л.Зайцев, А.Ф.Топунов.

16/IV в рамках конференции «Космический патруль» была проведена экскурсия на радиотелескоп РТ-64 в Центр дальней космической связи в Медвежьих озерах.

26/IV в Международном центре Рериха был проведен Вечер, посвященный Джордано Бруно, силами учащихся и педагогов Грызловой И.А. и Дмитриевой Н.В.

4/V учащиеся отдела астрономии под руководством педагогов Грызловой И.А. и Дмитриевой побывали на экскурсии в г.Калуга (Музей космонавтики им. К.Э. Циолковского, Н.В.

Дом-музей К.Э. Циолковского).

24/V состоялась очередная поездка Грызловой И.А., Дмитриевой Н.В. и Кузнецовой О.В. в Детский дом с программой «Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт».

23/VI – 3/VII прошла четвертая школа-семинар по программе «Здравствуй, Галактика!»

(третья - в г. Пущино). В рамках программы состоялись наблюдения звезд-кандидатов SETI и были прочитаны следующие лекции: Короткий С.А. «Место человека во Вселенной»;

Феодулова И.А., Филиппова Л.Н. «Послания Внеземным Цивилизациям»; Короткий С.А. «Эволюция звезд»; Самодуров В.А. «Основы радиоастрономии»; Гиндилис Л.М. «Идеи Карла Сагана о контакте с Внеземными Цивилизациями»; а так же работали творческие мастерские:

Филиппова Л.Н. «Выбор объектов для Послания и мониторинга» и Феодулова И.А. «Составление Второго детского послания Внеземным Цивилизациям».

В культурной программе:

– вечер «Множественность обитаемых миров» (ведущая – Грызлова И.А.); а также – экскурсии в Музей-усадьбу А.П.Чехова в Мелихово, в г. Серпухов, в Приокско-терассный заповедник и на радиоастрономическую обсерваторию ПРАО.

5.1. О работе Научно-культурного Центра SETI в 2004 году.

Научно-культурный Центр SETI работает с марта 1992 года. Отчеты о работе НКЦ SETI регулярно публикуются в выпусках Информационного Бюллетеня SETI (Вестнике SETI).

28 января 2005 года на заседании Ученого Совета НКЦ SETI, проходившем совместно с семинаром по космической философии, Л.М.Гиндилис предоставил отчет о работе Центра в 2004 году, а А.Л.Зайцев выступил по теме «Международные научные связи» в году. Также заслушали Н.В.Дмитриеву с отчетным докладом о работе Детского центра SETI за 2004 год.

За отчетный период состоялось одно заседание Ученого Совета совместно с семинаром по космической философии 30 января 2004 года, на котором был заслушан доклад А.Л.Зайцева «Передача и поиск разумных сигналов во Вселенной» и подведены итоги НКЦ SETI за 2003 год по докладу Л.М.Гиндилиса. Также выступила Н.В.Дмитриева с отчетным докладом о работе Детского центра SETI за 2003 год.

В работе НКЦ SETI за 2004 год следует отметить несколько важных научных достижений. Во-первых, продолжались поиски сигналов ВЦ от звезд солнечного типа.

Г.М.Рудницкий (ГАИШ МГУ) провел наблюдения узкополосных сигналов (позывных ВЦ) на волне 1,35 см в направлении звезд солнечного типа, в том числе звезд, у которых открыты планетные системы (47 Uма, HD 126053, i Dra). Наблюдения проводились в марте и ноябре 2004 года на радиотелескопе РТ-22 ПРАО ФИАН. В наблюдениях участвовали кружковцы Московского городского дворца творчества (МГДДЮТ). Эти наблюдения были совмещены с программой многолетнего мониторинга космических мазеров.

Во-вторых, велась подготовка к передаче сигналов по проекту «Cosmic Call – 2005».

Передача намечена на май 2005 года из Евпатории, РТ-70 (А.Л.Зайцев, ИРЭ РАН).

Также в свет вышла книга Л.М.Гиндилиса «SETI: Поиск Внеземного Разума» под редакцией В.Г.Сурдина. М.: Физматлит – 648 стр.

Работа НКЦ SETI велась в тесной координации с секцией «Поиски внеземных цивилизаций» Научного Совета по радиоастрономии РАН. В 2004 году было проведено семинаров по космической философии (руководитель – В.В.Казютинский) совместно с секцией.

30 января 2004 г. выступил А.Л.Зайцев по теме «Передача и поиск разумных сигналов во Вселенной», 12 марта 2004 г. Е.В.Яхнин выступил с докладом «Универсальный эволюционизм и будущее человечества. Переломный момент в эволюции человечества», 2 апреля 2004 г. А.П.Назаретян представил свои размышления на тему «Вертикаль Панова и обоснование немыслимого (комментарий к докладу А.Д.Панова об экзогуманитарных цивилизациях)», 21 мая 2004 г. заслушали доклад Н.Т.Петровича «Относительные методы передачи – «кирпичи» для наведения радиомоста между цивилизациями», 29 октября 2004 г. Г.М.Рудницкий выступил с сообщением «Новости SETI: что обнаружили в Аресибо?» и Е.Д.Яхнин представил свой доклад «Красота спасет мир: роль красоты, как эволюционного фактора». 26 ноября 2004 г. состоялось заседание, посвященное 70-летию со дня рождения Карла Сагана: «Карл Саган – пионер SETI». На нем выступили: В.Г.Сурдин «Жизнь и творчество Карла Сагана», Н.С.Кардашев «Воспоминания о Карле Сагане», Л.М.Гиндилис «Карл Саган о стратегии SETI». декабря 2004 г. состоялся доклад И.М.Гуревича «О познаваемости сложных систем:

познаваема ли Вселенная?».

В 2004 году представители НКЦ SETI выступили на следующих конференциях:

1. 24-26 марта состоялась Четвертая Российская междисциплинарная научнофилософская конференция «Этика и наука будущего». С докладом «Размышления о времени» выступил Л.М.Гиндилис.

2. С 3 по 10 июня проходила Всероссийская астрономическая конференция (ВАК – 2004). На пленарном заседании выступил А.Л.Зайцев «Передача и поиск разумных сигналов во Вселенной». В «секционных докладах» приняли участие А.Д.Панов «Автомодельность социально-биологической эволюции и гипотиза самосогласованного галактического происхождения жизни» и «Линейная и нелинейная динамика популяции космических цивилизаций в Галактике», и Г.М.Рудницкий «Поиск узкополосных сигналов ВЦ на радиотелескопе РТ-22 в Пущино в 2002-2003 гг.». Постерный доклад «О стратегии поиска ВЦ в радиодиапазоне» представил С.В.Миронов.

За отчетный период продолжалась издательская деятельность, вышел в свет «Вестник SETI» № 7/24 и подготовлен к выпуску № 8/25.

На сайте в Интернете http://lnmfl.sai.msu.ru/SETI на конец декабря 2003 г. было зарегистрировано 5200 посещений, а на конец декабря 2004 г. – около 6900. За месяцев – около 1700 посещений – это примерно 140 посещений в месяц (в прошлом году было около 100).

В рамках Детского центра SETI (филиал НКЦ) на базе МГДДЮТ проводилась работа с молодежью (подробнее в отчете Н.В.Дмитриевой о работе Детского центра SETI за г.).

«Международные научные связи»: 1. В марте 2004 года в Хипельхейме, Германия, проходила международная конференция EuroSETI-2004. С докладом «Test SETI During Transmission of Interstellar Radio Message» на этой конференции выступил А.Л.Зайцев, ИРЭ РАН; 2. На сайте ИРЭ РАН опубликована статья «Synthesis and Transmission of Cosmic Call 2003 Interstellar Radio Message», авторы Richard Braastad, Team Encounter, USA и Alexander Zaitsev, IRE RAS, Russia.

5.2. ОТЧЕТ О РАБОТЕ ДЦ SETI ЗА 2004 г.

Учредителями Детского Центра SETI являются Российская академия космонавтики им.

К.Э. Циолковского и МГДД(Ю)Т. Детский Центр SETI (ДЦ) является филиалом НКЦ SETI.

ДЦ является общественной организацией и проводит свою работу на базе отдела астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т, а так же сотрудничает с рядом других детских организаций как через МГДД(Ю)Т, так и непосредственно (не только в Москве).

Основные цели, задачи и направления работы ДЦ определены Учредительным договором от 4 мая 1994 г.

В соответствии с ними перед ДЦ ставятся следующие цели и задачи:

– введение детей в мир Космоса, в мир Культуры, в мир Красоты;

– изучение места человека во Вселенной на основе современных научных достижений и открытий с привлечением философской и религиозной мысли, а также искусства, как путей познания истины;

– устремление сознания детей в будущее, которое неразрывно связано с Космосом.

В 2004 году члены Детского Центра SETI принимали активное участие в научной и культурной работе.

В марте на Пущинской радиоастрономической станции (ПРАО ФИАН) состоялся мониторинг звезд-адресатов детского послания по проекту «Здравствуй, Галактика!» с участием кружковцев МГДДЮТ под руководством педагогов И.А. Грызловой и Н.В. Дмитриевой, научный руководитель – Г.М. Рудницкий. Наблюдения проводились на радиотелескопе РТ-22 в диапазоне 1.35 см (линия воды).

19/III в МГДД(Ю)Т был проведен вечер, посвященный 90-летию философа-космиста Н.А.Уранова.

«…Каждое из солнц, каждая планета, каждый спутник выполняют величайшую, непостижимую в своем величии задачу в пространстве, каждое светило горит своим светом, звучит своей нотой и на светилах бушует жизнь, отличная от жизни на Земле, но наполненная несказуемой Красотой и Величием. Красота Величия Космоса. Красота Миров Дальних. Красота Беспредельности. Красота – это могучая сила, это радость и счастье человечества, это то, чем движется ввысь, чем живет и дышит сердце человека… Истинная Красота есть то, что не проходит, то, что не гниет и не разрушается, но сияет Вечно. Так человек постигает Красоту Беспредельности».

9/IV воспитанники Грызловой И.А. приняли участие в конференции «Космический патруль», где выступили с докладом «Возможные послания ВЦ от народов различных времен и культур» и заняли третье место в секции SETI.

22/V учащиеся отдела астрономии младшего возраста под руководством педагогов Грызловой И.А. и Дмитриевой Н.В. побывали на экскурсии в г. Калуга, где посетили Музей космонавтики им. К.Э. Циолковского, Дом-музей К.Э. Циолковского.

31/V состоялась поездка в Детский дом Грызловой И.А.,Кузнецовой О.В. и Дмитриевой Н.В. с программой для детей «Солнышко и мы».

2-20/VII учащиеся отдела астрономии под руководством педагогов Грызловой И.А. и Дмитриевой Н.В. побывали в экспедиции на Алтае.

4/IX состоялась поездка в Детский дом Грызловой И.А. и Кузнецовой О.В. (ученого секретаря НКЦ SETI) с программой для детей. (?) в МГДД(Ю)Т был проведен вечер, посвященный 100-летию С.Н.Рериха.

«Удивительное счастье человеческое. Человечеству дано видеть Космос. Измерять его мыслью, ощущать каждодневной реальностью. Космос несет замечательную Красоту, возбуждает мысль глубинного осознания Бесконечности, Вечности. Все, что мы можем придумать, представить себе все там, в Беспредельности существуют в бесконечных количествах, в бесчисленных планах и бесконечном многообразии проявленной жизни.

Так будем думать! Думать широко, думать обо всем, что бы мысленно увидеть то великое Мироздание, к которому стремились все лучшие умы человечества»

4/XI состоялся выезд учащихся отдела астрономии МГДД(Ю)Т в ПРАО для наблюдений на РТ-22 звезд-кандидатов SETI под научным руководством Г.М.Рудницкого.

в МГДД(Ю)Т состоялся вечер, посвященный А.Л.Чижевскому.

15/XII «Мы дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен, Что чувствуем себя мы слитыми в одном, Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен… И жизнь – повсюду жизнь в материи самой, В глубинах вещества – от края и до края Торжественно течет в борьбе с великой тьмой, Страдает и горит, нигде не умолкая».

5.3. СОСТАВ УЧЕНОГО СОВЕТА НАУЧНОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА SETI

Казютинский В.В., действительный член РАКЦ, председатель (г. Москва);

Кузнецова О.В., ученый секретарь (г. Москва).

Архипов А.В., к.ф.-м.н., Радиоастрономический Институт НАНУ (г. Харьков);

Бескин Г.М., к.ф.-м.н., Специальная астрофизическая обсерватория РАН (Ставропольский край);

действительный член РАКЦ, директор Научно-культурного центра SETI Гиндилис Л.М., (г.Москва);

Дмитриева Н.В., руководитель Детского центра SETI (г. Москва);

Ефремов Ю.Н., д.ф.-м.н., профессор, Государственный Астрономический институт им. П.К.Штернберга (г. Москва);

Зайцев А.Л., д.ф.-м.н., Институт радиотехники и электроники РАН (г. Москва);

Идлис Г.М., д.ф.-м.н., профессор, Институт истории естествознания и техники РАН (г.

Москва);

Кардашев Н.С., академик РАН, директор Астрокосмического Центра ФИАН (г.Москва);

Ксанфомалити Л.В., д.ф.-м.н., Институт космических исследований РАН (г. Москва);

Левитан Е.П., действительный член РАКЦ (г. Москва);

Лесков Л.В., действительный член РАКЦ (г. Москва);

(Ставропольский край);

Панов А.Д., к.ф.-м.н., Научно-исследовательский институт ядерной физики МГУ (г.

Москва);

Петрович Н.Т., д.т.н., профессор, Московский технический университет связи и информации (г. Москва);

Пшеничнер Б.Г., действительный член РАКЦ (г. Москва);

Рубцов В.В., действительный член РАКЦ (г. Харьков);

Рутковская М.Я., Интерпериодика;

Рудницкий Г.М., к.ф.-м.н., Государственный Астрономический институт им. П.К.Штернберга (г. Москва);

Тимофеев М.Ю., ученый секретарь секции “Поиски внеземных цивилизаций” Научного совета по астрономии РАН (г. Москва);

Топунов А.Ф., д.биол.н., Институт биохимии им. А.Н.Баха РАН (г. Москва);

Фесенкова Л.В., к.философ.н., Институт философии РАН (г. Москва);

Феодулова И.А., преподаватель дополнительного образования, МГДДЮТ (г. Москва);

Филиппова Л.Н., Научно-культурный центр SETI (г. Москва);

Шевченко М.Ю., к.ф.-м.н., Институт истории естествознания и техники РАН (г. Москва).

Pages:     | 1 ||